|   DUVL   |   АНАЛИТИКА   |   СТАТЬИ   |



Правовая система России по Медведеву


Правовая система России по Медведеву

Третий Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев действительный государственный советник Российской Федерации первого класса, член президиума координационного совета Российского союза юристов. Кандидат юридических наук, почетный доктор права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.

Вслед за встречей Д. Медведева с германским канцлером в российских СМИ было растиражировано высказывание российского Президента относительно состояния правовой системы России.
    На вопрос западных журналистов о развитии правовой и судебной систем в России Д. Медведев ответил: российская «правовая система находится в состоянии развития, она совершенствуется, и так будет происходить еще длительное время - до тех пор, пока мы сами определим, что она соответствует нашим представлениям об оптимальной правовой и судебной системе для такого государства, как Россия».
    Проанализируем тезисы Президента России с целью определения его видения оптимального состояния правовой и судебной систем Российской Федерации.

Д. МЕДВЕДЕВ: «Начну с того, что считаю развитие правовой системы, судебной системы одним из ключевых приоритетов развития нашей страны, и намерен работать в этом направлении».
    Только за июль 2008 года Д. Медведев подписал более полусотни Федеральных законов. Тем не менее, количество законов не является величиной, определяющей уровень развития законодательной базы страны. Необходимо не только принять закон, но и продумать механизм его действия, обеспечить реальность исполнения закрепленных в нем норм. Пробелы и неточности в нормативно-правовой сфере, конфликты норм права создают предпосылки для злоупотребления правом, позволяют недобросовестным чиновникам обойти закон, а в правосознании граждан укореняют представление о несправедливой, плохо работающей правовой и судебной системах.
    В связи с последним обстоятельством наш Президент как опытный управленец и профессиональный юрист уже предпринял соответствующие меры. 24 июля Президент провел встречу с Генеральным Прокурором России Юрием Чайкой. Ряд моментов этой встречи, прежде всего, относились к проблеме исполнения законодательства, в частности соблюдения норм российского законодательства при проведении подготовительных мероприятий Олимпиады в Сочи и контролю расходования государственных ассигнований. Если заверения Генерального Прокурора относительно работы его ведомства в этом ключе хотя бы на половину будут реализованы, то тогда мы сможем с уверенностью сказать, что российская правовая сфера приходит в стройную систему и является, действительно, правовой.

Д. МЕДВЕДЕВ: «Все процедуры, в том числе и уголовно-исполнительные процедуры, которые существуют в нашей стране, должны покоиться на российском законодательстве – и вопросы исполнения наказания, и вопросы помилования не должны быть предметом межгосударственных переговоров. В этом проявление суверенитета любого государства. Что же касается самих процедур, то они действительно существуют и должны проходить в строгом соответствии с нашими правилами. И процедура помилования, к которой может прибегнуть любой гражданин, осуждённый за то или иное преступление (в том числе и Ходорковский), и другие процедуры, которые существуют в нашем уголовно-исполнительном законодательстве. Но это не может быть решением, которое обсуждается на межгосударственном уровне или решением, которое принимается политиками. В нашей истории были эпизоды, когда такого рода решения принимались Политбюро ЦК КПСС и другими структурами, которые носили надгосударственный характер. Нынешняя жизнь отличается от прежней именно тем, что такого рода процедуры должны проходить в государственных рамках, и за их осуществление отвечает судебная инстанция, и в некоторых случаях – глава государства. При наличии этих условий можно рассматривать любые обращения любого человека».
    Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» закреплена императивная норма, по которой правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных Федеральным конституционным законом о судебной системе, не допускается.
    Сегодня в России действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему России. Высшими федеральными судебными органами являются Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. К федеральным судам также относятся: верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов. К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.
    Помимо вышеперечисленных судов в России судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, осуществляют военные суды, которые входят в судебную систему Российской Федерации, являясь федеральными судами общей юрисдикции.
    Таким образом, российская судебная система сегодня является сложно-структурированной и состоит из следующих «подсистем»: системы органов конституционного контроля; системы федеральных судов общей юрисдикции; системы федеральных арбитражных судов; а также судов субъектов Российской Федерации.
    Действительно, Дмитрий Медведев, вступив в должность Президента России, пересмотрел «состав судей», назначив рядом указов судей федеральных судов Российской Федерации. В частности Указом Президента Российской Федерации № 1181 от 05.08.2008г. были назначены судьи арбитражных судов: Арбитражного суда Волгоградской области, Пятого арбитражного апелляционного суда, Арбитражного суда Астраханской области, Арбитражного суда Калужской области и других. Указом Президента Российской Федерации №1177 от 05.08.2008г. были назначены члены президиумов судов. Указом Президента Российской Федерации № 1059 от 10.07.2008 были назначены судьи районных судов России.

Правовая система России по Медведеву

Д. МЕДВЕДЕВ: «Что касается самой темы прав человека и совершенствования судебной, правовой системы, то, конечно, это очень важное направление, я об этом уже сказал. Мы и раньше этим занимались, будем заниматься этим и впредь. Не так давно мной было подписано несколько указов об образовании ряда рабочих групп, которые будут заниматься совершенствованием законодательства о судебной системе, будут заниматься совершенствованием законодательства о противодействии коррупции. Это важные для сегодняшней жизни в России темы. И по этим вопросам будут подготовлены довольно серьёзные предложения. Надеюсь, что мы сможем завершить эту работу в ближайшие месяцы».
    Российский Президент ведет активную деятельность по совершенствованию организации работы судебной системы. Так по Указу Президента России образованы комиссии по совершенствованию судебной системы.
    Указом Президента России №815 от 19.05.2008г. образован Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, председателем которого стал сам Дмитрий Медведев. В состав Совета вошли: Барщевский М. Ю. (Полномочный представитель Правительства России в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации, Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации); Бортников А. В. (директор ФСБ России); Зорькин В. Д. (Председатель Конституционного Суда Российской Федерации); Иванов А. А. (Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации); Коновалов А. В. (Министр юстиции России); Лебедев В. М. (Председатель Верховного Суда Российской Федерации); Чайка Ю. Я. (Генеральный прокурор России), и другие. Основными задачами Совета станут: подготовка предложений Президенту России, касающихся государственной политики в области противодействия коррупции; координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, контроль за реализацией мероприятий, предусмотренных национальным планом противодействия коррупции.
    Еще одной из инициатив Президента, заслуживающих особого внимания, стало создание Исследовательского центра частного права при Президенте России. Основным направлением деятельности новой структуры станет подготовка предложений по совершенствованию Гражданского кодекса Российской Федерации.
    Отметим еще один аспект видения Президентом России оптимального состояния правовой и судебной систем России, а именно – необходимость обеспечения качественного образования и подготовки юристов в вузах России.
    С января 2008 года заметно усилилось внимание к подготовке юридических кадров: именно в это время начался кадровый набор в «команду Медведева». Как известно, Дмитрий Анатольевич Медведев окончил юридический факультет Ленинградского государственного университета и аспирантуру ЛГУ.
    В июле 2008 года активно обсуждался вопрос необходимости совершенствования юридического образования в нашей стране. Сейчас в России насчитывается порядка полторы тысячи вузов, предоставляющих юридическое образование, в то время как в СССР - было всего 250. В СМИ России были опубликованы сообщения о том, что Ассоциация юристов России проведет общественную аттестацию ряда вузов, выдающих дипломы о юридическом образовании.
    «Ассоциация юристов и Министерство образования и науки России подписали соглашение о сотрудничестве, одним из положений которого является совместная работа по созданию системы качественной оценки и аккредитации юридических вузов страны», - сообщил председатель АЮР Сергей Степашин.

Д. МЕДВЕДЕВ: «Но это не значит, что такого рода проблемы, как создание современной судебной системы, создание современной партийной системы, развитие основ парламентаризма, решаются при помощи указов Президента. Это длительный процесс, на который в любом государстве уходят годы. В этом смысле мы уже проделали довольно серьёзную работу за последние годы, за годы существования России как независимого государства. Особенно активно эта работа велась в последние восемь лет. Мы не намерены останавливаться на достигнутом, и с учётом того, что это действительно государственные приоритеты, я буду заниматься ими лично».
    Действительно, оптимального состояния правовой и судебной систем Российской Федерации удастся добиться не в одночасье, это длительный процесс, требующий устранения противоречий норм права, законов, практики их применения; пробелов; а также создания реально действующих правовых механизмов.
    Обобщая вышеизложенное, заключим, что видение Дмитрием Медведевым пути создания оптимальной правовой и судебной систем России через призму реализации задач совершенствования законодательной базы, противодействия коррупции, «неполитического» осуществления правосудия и уголовно-исполнительных процедур в строгом соответствии с законодательством России, аттестации юридических вузов страны - соответствует действительным потребностям развития России в целом.
    Пожелаем удачи нашему Президенту в реализации намеченных им задач.

Трубникова Елена Васильевна
    заместитель генерального директора
    по правовой работе ЗАО «ДУВЛ»


Дата публикации 18.08.2008

Применение норм института государственной регистрации юридических лиц
Применение норм института государственной регистрации юридических лиц
В настоящей статье рассмотрены некоторые практические аспекты осуществления государственной регистрации и оспаривания заявителями и (или) иными заинтересованными лицами ненормативных актов регистрирующих (налоговых) органов.
[подробнее...]
дата публикации 27.09.2008
Правовая система России по Медведеву
Правовая система России по Медведеву
Третий Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев действительный государственный советник Российской Федерации первого класса, член президиума координационного совета Российского союза...
[ вы читаете эту публикацию...]
дата публикации 18.08.2008
Особенности доказывания по трудовым спорам в суде
Особенности доказывания по трудовым спорам в суде
Применительно к трудовым спорам объектом судебного доказывания являются сведения о фактах, обосновывающие требования и возражения сторон, вытекающие из трудовых правоотношений. Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ...
[подробнее...]
дата публикации 7.08.2008
Определение понятия корпоративного спора
Определение понятия корпоративного спора
В основе корпоративного спора лежит конфликт интересов. В юридической литературе ученые и практики оперируют сходными в смысловом отношении понятиями "корпоративный конфликт", "конфликт интересов"...
[подробнее...]
дата публикации 28.06.2008



DUVL.com      
DUVL.net      
DUVL.ru      
























| РЕЙТИНГ КОМПАНИЙ | Каталог компаний | Рейтинг сайтов | Аналитика | Публицистика | Законодательство | Методика | Контакты | Реклама |





© ДУВЛ Закрытое акционерное общество, 2007
Все права на материалы, размещенные на портале DUVL.ru, охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации При цитировании и использовании любых материалов ссылка на ЗАО ДУВЛ обязательна.
Републикация любых материалов DUVL.ru возможна только с письменного согласия ЗАО ДУВЛ

Rambler's Top100


web design by mvm.ru art studio